Начальное образование

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Начальное образование


Письмо Управления образования о мониторинге основных образовательных программ начального общего образования 


Положение о системе оценки учебных достижений первоклассников в связи с введением ФГОС НОО (приложение)
 
Положение о системе оценивания на ступени начального общего образования в связи с введением ФГОС НОО
Положение о предшкольной подготовке
Положение об организации внеурочной деятельности учащихся в классах, работающих в условиях ФГОС
Состояние УМК на 2012г.

 

 

 

Программы ДО, реализуемые через МАОУ ДОД «ЦДО»

Ф.И.О. педагога

 объединение

Ф.И.О. педагога

объединение

 Ржавцева О.Н.  Юный исполнитель Бабикова С.А. Моя малая Родина
 Макаров А.В.  Шахматный Голохвастова М.А. Юнкор
 Макаров А.В.  Снимаем кино

Билалова И.В.  

Дружеские встречи с английским языком
 Лисовая Е.Г.  Знатоки Усенко Ю.П. Рукопашный бой
 Кульбацкая Т.В.  Театральный Белякова А.В. Математик-исследователь
 Воскобойников М.А.  Столярный Вилпер Ю.Н. Математик-исследователь

 

        

 

      Внеурочная деятельность учащихся 1 класса

                        Название программы                 

         Педагог        

        Название программы                                           

Педагог            

«Путешествие по тропе здоровья» для 1 – 2 кл.

Мальцев Г.М.

«Юный художник» для 1 – 2 класса

Васюкова Л.В.

«Музыкальное воспитание» для 1-2 класса

Ржавцева О.Н.

«Умелые ручки»

Бузинская В.Н.

«Игротерапия» для 1 класса

Бузинская В.Н.

«Вязание крючком» для 2 класса, 34 часа

 Вилпер Ю.Н.

«Занимательная математика» 16 часов, 2 класс

Белякова А.В.

«Дружеские встречи на английском языке» 1-2 кл.

Билалова И.В.


 

Предшкольная подготовка будущих первоклассников.

 

Мальцева Елена Васильевна

учитель истории

МАОУ «Рябининская СОШ»

   Предшкольное образование, обеспечивающее равные возможности для последующего обучения в начальной школе - эта тема в настоящее время стала актуальной ещё и в связи с резким сокращением количества детей, посещающих детский сад. В тоже время, все дети, если они здоровы, должны перед школой иметь опыт систематических занятий и социального общения со сверстниками и чужими взрослыми. Такой опыт дети могут получить в группах кратковременного пребывания детей старшего дошкольного возраста по подготовке к школе. Развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой учебной деятельности, сформированы ли её предпосылки – этим на наш взгляд и определяется преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом.

    Предшкольная подготовка организуется на базе ОУ не первый год. В прошлом году в течение шести месяцев будущие первоклассники занимались по программе «Букварёнок». Эти занятия оказались полезными, дети лучше адаптировались к школе, мы получили положительные отзывы от  родителей. Их убеждение в том, что главная задача предшкольной подготовки – получение знаний по учебным предметам нам удалось изменить. Мониторинг родительского мнения в конце учебного года выявил наиболее важные с их точки зрения показатели по подготовке детей к школе: это общение со сверстниками и взрослыми, создание условий для самостоятельной деятельности ребёнка, в том числе игровой, индивидуальный подход к ребёнку и своевременная коррекция дефектов развития (Мой ребёнок, чувствует себя более уверенно, стал больше уделять внимания письму. Ребёнок стал более усидчивым, появился интерес к занятиям. Ребёнок познакомился с классом, со школой, с учителем. Получили полезные советы по поводу обучения и воспитания первоклассников. Мой ребёнок стал более ответственным. Узнала много нового о воспитании ребёнка)

    Цели предшкольной подготовки видим две:

- подготовить детей к обучению – новому для них виду деятельности;

- подготовить детей к обучению именно в школе, к работе в коллективе, общению со сверстниками и взрослыми, что обеспечивает их общее психическое развитие,  формирование предпосылок учебной деятельности и качеств, необходимых для адаптации к школе и успешного обучения в начальных классах, обеспечение интеллектуального и личностного развития ребёнка,  оказание  диагностической и консультативной помощи семьям, воспитывающим  детей  дошкольного возраста.

    Непрерывность дошкольного и начального образования предполагает решение следующих приоритетных задач:

-  сформировать положительную мотивацию к обучению в школе;

- познакомить родителей с наиболее эффективными приёмами и методами работы с детьми по развитию у детей инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;

- формировать знания об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и др. активности детей в различных видах деятельности;

- развивать компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе;

- включать детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста),

- обеспечить детям психолого-педагогическую подготовку к школе, позволяющую им в дальнейшем успешно усвоить программу начальной школы;

- выявить проблемные сферы в развитии ребёнка и дать индивидуальные рекомендации его родителям

    В этом году занятия начали проводить с октября по программе «Предшкольная пора» Виноградовой Н. Ф., поскольку УМК,  по которому обучаются первоклассники «Начальная школа 21 века» того же автора.

    Составлено  Положение о предшкольной подготовке, модифицирована программа «Предшкольная пора» и приобретено УМО:

- Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе»,

- Журова Л.Е., Кузнецова М.И. «Азбука для дошкольников. Играем со звуками и словами»,

- Щербакова Е.И. «Знакомимся с математикой»,

- Салмина Н.Г., Глебова А.О.- комплект рабочих тетрадей « Учимся рисовать»,

      Составлено тематическое планирование для проведения занятий, которые строятся на основе модулей «Учимся читать, рассуждать, фантазировать», «Учимся родному языку», «Знакомство с математикой».

    В ходе занятий обеспечиваем условия для развития произвольного внимания и памяти, мышления, связной речи, мелкой моторики рук, развитие осведомлённости, восприятия, воображения, ориентирования в пространстве и на листе бумаги.

Режим работы - 1 раз в неделю (по субботам) по 3 занятия. Длительность занятия - не более 25 минут. Перерыв между ними - 5 минут.

        Условия эффективности:

- не допускать умственных перегрузок, избегать одностороннего подхода к организации занятий (игра – ведущий вид деятельности), не должно быть механической тренировки, а должна присутствовать постоянная, осознанная, творческая работа ребенка (даже в самых простых заданиях) под руководством и при помощи взрослого; должны быть соблюдены общие принципы работы с дошкольниками: адекватность требований возможностям ребенка, учет индивидуальных особенностей развития, постепенное формирование всех компонентов развития, создание ситуации успеха и эмоционально-благоприятного общения с ребенком;

- вариативность содержания и форм проведения занятий;

- соблюдение принципа преемственности и непрерывности (экскурсии воспитанников  подготовительных групп в школу; проведение учащимися  школы концертов в детском саду; участие в совместных мероприятиях: праздниках, соревнованиях  и т.д.)

     Для родителей проводится просветительско-консультативная работа. На  первом собрании родителям разъяснили  особенности ФГОС нового поколения, они узнали, как изменится их роль в условиях новых подходов к обучению детей.    Родители познакомились с современными тенденциями в образовании, с особенностями внеурочной деятельности в 1 классе, с портфолио учащегося, с учебным планом, ООП НОШ, нормативно-правовой базой по профилактике безнадзорности и правонарушений, с электронными дневниками и журналами, с гигиеной младшего школьника и методами укрепления здоровья, детской литературой и ролью семейного чтения, как по-настоящему любить своего ребёнка. Школьный психолог провёл ряд тематических консультаций и практических занятий: «Особенности развития внимания и памяти. Виды внимания», «Игры на развитие логического мышления», «Психологическая готовность ребёнка к школе. Как помочь в этом ребёнку», «Роль ПМПК в определении образовательного маршрута первоклассника» и др.

    Для лучшего ознакомления родителей с методами и приёмами работы должно быть их присутствие на некоторых занятиях.

    Результаты детей:

- в ходе занятий дети проявляли способность  к фантазии, воображению. Они фантазируют вслух, играют звуками и словами. Многие умеют выполнять инструкцию педагога, следовать установленным правилам. Они проявляют широкую любознательность, задают вопросы, пытаются самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Любят наблюдать, экспериментировать;

 - проводилось мониторинговое обследование готовности к школе.

Задания были приближены к региональным. Из 14 детей справились 13. По результатам видно, что у детей хороший уровень развития сенсорных способностей, наглядно-действенного мышления. Они умеют действовать по инструкции учителя, ориентироваться на листе бумаги, понимать слова, обозначающие пространственные отношения. У них сформированы элементарные математические представления, зрительное восприятие формы. Многие имеют фонетико-фонематическое восприятие, выполняют умственные операции анализа и обобщения, умеют классифицировать.  Не все  владеют звуковым анализом на уровне определения количества звуков в слове и не умеют находить закономерность на основе зрительного внимания, у многих не сформировано наглядно-образное мышление.

     Психологическая готовность к школе включает в себя следующие параметры психического развития: 
1) мотивационная готовность к учению в школе или наличие учебной мотивации 
2) определенный уровень развития произвольного поведения, позволяющий выполнять требования взрослого 
3) определенный уровень интеллектуального развития, подразумевающий владение ребенком простыми операциями обобщения 
4) хорошее развитие фонематического слуха.    

  Результатом работы школьного психолога является составление Карты будущего первоклассника, которая включает в себя показатели уровня готовности ребёнка к школе (психологическая и социальная готовность, уровень развития школьно-значимых психофизиологических функций, волевая, интеллектуальная готовность, учебные навыки, способность к социальному взаимодействию; даны рекомендации. Она составляется по результатам индивидуальной работы психолога с детьми. По результатам диагностики с родителями всех детей проведены индивидуальные беседы и консультации.  

     Главный результат: готовность ребенка к дальнейшему развитию – социальному, личностному, познавательному. И определить её лучше не после, а до первого звонка.

      Ещё есть время для коррекции на занятиях (в июне) во время летней оздоровительной площадки, направлениями которой традиционно считаются оздоровление, досуговая деятельность и образование. Таким образом, лето соединяет две эпохи жизни будущих первоклассников.

      Перспективы:

    Ребенок усвоит любую программу только в той мере, насколько она будет являться его собственной. Поэтому на каждого ребенка должна быть разработана индивидуальная карта развития с учетом особенностей его развития. Проводя занятия с ребенком по его программе, педагог тем самым повысит у ребенка эффективность занятия, «подтянет» несформированные функции у ребенка, даст задания того качества и сложности, в таких сочетаниях, которые необходимы данному ребенку. Наиболее целесообразны занятия в малых группах, что позволит вести дифференцированную и индивидуальную работу с каждым ребенком. Мы считаем, что если работать по индивидуальным программам, то можно успешно компенсировать несформированность когнитивных функций, дефицит личностного и социального развития еще до поступления ребенка в школу.


Учебный план начального общего образования  на 2011-2015 учебные годы

Учебный план  школы разработан на основе:

нормативно-правовых документов федерального уровня:

·  Закон «Об образовании» (ст. 9, 13, 14, 15, 32);

·  Типовые положения об общеобразовательном учреждении разных типов и видов (Постановления Правительства РФ);

·  СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002);  раздел 2.9.;

·  Федеральный государственный стандарт начального общего образования (Приказ МОиН № 363 от 06 октября 2009  зарегистрирован Минюст № 17785 от 22 .12. 2009);

·  Приказ Минобрнауки России от 24.12.2010 № 2080     «Об утверждении федерального  перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год»

·  приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2010г. № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 9 марта 2004г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»

нормативных документов Министерства образования и науки:

·  Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 408/13-13 от 20.04.2001);

·  Об организации обучения  в первом классе четырехлетней начальной школы  (Письмо МО РФ № 202/11-13 от 25.09.2000);

·  О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);

·  Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе (Письмо МО РФ № 1561/14-15 от19.11.1998);

·  Система оценивания учебных достижений школьников в условиях безотметочного обучения (Письмо МО РФ № 13-51-120/13 от 03.06.2003);

·  Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо  МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);

·  О введении иностранного языка во 2-х классах начальной школы (Приложение к письму МО РФ № 957/13-13 от 17.12.2001)                    

   На I ступени обучения в 1-4  общеобразовательных классах   реализуется    УМК «Школа XXI века» (под редакцией Н.Ф.Виноградовой)  в режиме пятидневной учебной недели.

    Продолжительность урока для учащихся 1 класса организуется согласно «ступенчатому» режиму обучения первом полугодии обучения (в сентябре, октябре – по 3 урока в день по 35 минут, в ноябре - декабре – по 4 урока в день по 35 минут каждый; январь-май – по  4 урока по 45 минут каждый)  (пп. 10.9, 10.10 САНПИН 2.4.2.2821-10). Продолжительность урока в 2-4 классах составляет 45 минут.

Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом — не менее 8 недель. Для обучающихся в 1 классе устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы.

Содержание образования на ступени начального общего образования реализуется преимущественно за счёт введения учебных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира, системно-деятельностного подхода и индивидуализации обучения.

Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, включающей внеурочную деятельность.

Обязательная часть  учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного начального образования:

·формирование гражданской идентичности обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;

·готовность обучающихся к продолжению образования на последующих ступенях основного общего образования, их приобщение к информационным технологиям;

·формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях;

·личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.

 В часть, формируемую участниками образовательного процесса, входит и внеурочная деятельность. В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное).

       Внеурочная деятельность реализуется по пяти направлениям. Обязательными являются спортивное, проектная деятельность, необязательными остальные направления (в зависимости от возможностей школы и потребностей родителей). Все направления взаимосвязаны с программой духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования,  программой формирования

культуры здорового и безопасного образа жизни. 

       Модель внеурочной деятельности предполагает организацию внеурочной деятельности по нескольким направлениям:

- образовательные программы внеурочной деятельности в линейном режиме;

- образовательные программы внеурочной деятельности  в режиме концентрированного обучения;

- коллективные творческие дела, являющиеся частью воспитательной системы;

- программы учреждений дополнительного образования.

     Формы ее организации, а также привлекаемые для ее реализации ресурсы разработаны в Положении о внеурочной деятельности учащихся.

    Часть часов внеурочной реализуется через МАОУ ДОД «ЦДО» на договорной основе (кружки «Дружеские встречи на английском языке», «Изостудия», «Столярный» по 2 часа). Также реализуются краткосрочные курсы на базе школы (по 8 часов в течение четверти). Используют возможности учреждения   культуры, спорта, собственно школы и других организаций. Кроме этого внеурочная деятельность ведется и школьным психологом (по 2 занятия в неделю с целью корректировки коммуникабельности и др.), педагогом-организатором 9подготовка мероприятий на уровне класса, школы). В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности профильных лагерей, тематических лагерных смен, летних школ.

Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяется Положением в образовательном учреждении.

Для развития потенциала одарённых и талантливых детей  разрабатываются с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируются индивидуальные учебные программы (содержание дисциплин, курсов, модулей, темп и формы образования). Одним из вариантов – реализация  дистанционное образование. Реализация индивидуальных учебных планов, программ сопровождается тьюторской поддержкой.

      Обязательная часть учебного плана реализуется по УМК «Начальная школа 21 века», включающему в себя учебники по следующим учебным предметам:  

- Обучение грамоте и чтению. Букварь. Авторы:  Журова Л.Е., Евдокимова О.А. 

- Русский язык. Авторы:  Иванов С.В., Евдокимова О.А., Кузнецова М.И.

- Литературное чтение. Автор Ефросинина Л.А.

- Математика. Авторы:  Рудницкая В.Н. и др. 

- Окружающий мир. Авторы: Виноградова Н.Ф. и др.

- Технология. Автор Лутцева Е.А.

- Музыка. Авторы: Усачева В.О., Школяр Л.В.

- Изобразительное искусство. Авторы: Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А. 

      Все учебники  включены в Федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации  на 2011-2012 учебный год.

      

Учебный план начального общего образования на 2011-2015 учебные годы

Предметные области

учебные предметы

                                  классы

классы

всего

1

2

3

4

 

Обязательная часть

 

 

 

 

 

Филология

Русский язык

5

5

5

5

20

Литературное чтение

4

4

4

4

16

Иностранный язык

 

2

2

2

6

Математика и информатика

Математика

4

4

4

4

16

Обществознание и естествознание

Окружающий мир

2

2

2

2

8

Основы духовно-нравственной культуры народов России

Основы духовно-нравственной культуры народов России

-

-

-

0/1

0.5

Искусство

Музыка

1

1

1

1

4

Изобразительное искусство

1

1

1

1

4

Технология

Технология

1

1

1

1

4

Физическая культура

Физическая культура

3

3

3

3

12

ИТОГО

 

21

23

23

23

90

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".