Технология индивидуализированного обучения на уроках русского языка и чтения в С(К)К VIII вида.
Невольских Надежда Аркадьевна,
учитель русского языка и литературы
МАОУ «Рябининская СОШ»
«Педагогические технологии помогают нам достичь высоких и устойчивых результатов при отсутствии многих “если” (если талантливый учитель, если способные дети, если хорошие родители…»
В школу приходят разные дети: разные по характеру и по поведению, по уровню развития и по подготовленности. Одни учатся легко, словно играючи, схватывают все на лету. Другим для приобретения тех же знаний требуются напряженные усилия, но при достаточном усердии и они более или менее удовлетворительно осваивают программный материал. И есть дети, обучение которых в общем потоке оказывается слишком трудным и для них самих, и для учителей, и для родителей. И, как правило, такие дети после комплексного обследования на ПМПК, продолжают дальнейшее обучение в классах другого уровня – класcах коррекционного обучения.
В классах С(К)К VIII вида я начала работать 6 лет назад, продолжая преподавать в общеобразовательных классах. Вот тогда-то я столкнулась с проблемами, характерными для учащихся коррекционных классов: низкая учебная мотивация, неумение работать самостоятельно, низкая техника чтения, непонимание заданий, отсутствие познавательных интересов и др. Кроме этого, еще и повышенная отвлекаемость, импульсивность, гиперактивность… Почти у всех сложные судьбы. К тому же это класс-комплект: в нем 8 учеников с 7 по 9 класс. Тогда я задумалась над тем, как сделать обучение учащихся в таких условиях наиболее эффективным, успеть поработать с каждым учеником.
Изучив методику преподавания в таких классах, применяя различные технологии, пыталась совершенствовать систему обучения. Но результаты не радовали. В сентябре 2010 года с началом апробации в нашей школе технологии индивидуализированного обучения, стала применять её элементы и в классе коррекции. Накопленный опыт показал, что данная технология позволяет по-новому организовать обучение, сделать его более эффективным.
Поначалу были сомнения: а смогут ли учащиеся работать по-новому, а главное захотят ли, сколько нужно заданий и каких, чтобы все ученики справились на «3». Как определить уровень «4» и «5»? Как выстроить работу на уроке, чтобы она отвечала требованиям данной технологии и имела результат?
Шаг за шагом я осваивала новую технологию. Сначала разработала уроки русского языка по отдельным темам: «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол», затем решила разработать уроки развития речи, подбирая тексты одной тематики. Обычно составляю задания 2 вариантов, которые отличаются степенью трудности, при этом учитываю уровень учеников, для которых предназначены эти задания. В конце года начала проводить по ТИО и уроки чтения. Технология помогла и здесь.
Кстати, ребята сразу приняли эту технологию. И привлекло их, на мой взгляд, следующее: возможность получить хорошую оценку, стать успешным, внимание учителей, которые приходят к ним на открытые уроки. С каким чувством достоинства некоторые из них ставят крестики в последние клеточки таблицы или на последней минуте урока выполняют задание, которое выводит их на уровень «4» и «5». Такие минуты радости многого стоят!
Динамика успешности учащихся за 2011-2012 учебный год (по оси Y – оценка) Т.о. реализация индивидуального подхода в процессе обучения помогает оптимизировать процесс обучения и добиться более высокого раскрытия потенциала каждого ученика. Свой опыт по использованию ТИО в классах С(К)О VIII вида представила на районной конференции в 2011 году. Тема выступления: «Технология индивидуализированного обучения на уроках русского языка в коррекционных классах». Даны открытые уроки на школьном уровне, районном семинаре (2010г) и межрайонном семинаре (2011г), конспекты уроков по ТИО размещены на сайте urokitio.ru. Литература 1. Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся на уроках русского языка в коррекционной школе. (Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе). CoolReferat.com 2. Макаров Ю.А. Новые стандарты: каким быть уроку, ж-л «Директор школы», № 8, 2011. 3. Требования к уроку в специальной (коррекционной) школе VIII вида. www.profistart.ru/ps/blog/ 4. Хамидуллина К. Организация урока по новым стандартам, ж-л «Магариф», №10, 2011.
Количество выполненных заданий учащимися на уроке письма. Конечно, уроки по ТИО требуют очень большой подготовки. Но и результат совсем иной: за урок ребята выполняют намного больше заданий, при этом сами определяют их количество. А у учителя, наконец-то, появляется возможность помочь тем, кто в этом нуждается.
Документы:
Учебный план специальных (коррекицонных) образовательных учреждений VII вида
ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия)